Изменения в ДОПОГ-2023
Эксперты центра Опасник приняли участие в прошедшем с 8 по 11 ноября 2022 года в Женеве (Швейцария) заседании 112-й сессии Рабочей группы по перевозкам опасных грузов (WP.15). Всего в работе сессии участвовали делегации 25 государств из 53, входящих в ДОПОГ.
Это была последняя сессия, в ходе которой был окончательно принят полный перечень поправок, вступающих в силу 1 января 2023 года. Напомним, что поправки в ДОПОГ вносятся не только рабочей группой WP.15, но и на совместном заседании Комитета экспертов МПОГ, а также Рабочей группой по перевозкам опасных грузов WP.15/АС.1.
Особенностью повестки дня этой, как и нескольких последних сессий рабочих групп было движение в сторону снижения углеродных выбросов. В частности, применения электромобилей в качестве транспортных средств для перевозки опасных грузов. Также обсуждались проблемы производства, перевозки и утилизации литиевых аккумуляторов.
И это не случайно. Европа видит главную угрозу в глобальном потеплении. Уровень мирового океана постоянно повышается, и драйвером повестки дня здесь выступают Нидерланды, 25% территории которых находится ниже уровня моря. Европарламент даже принял решение, согласно которому с 2035 года в Европе будет запрещена продажа новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, как бензиновыми, так и дизельными. При этом ожидается образование ежегодно до 500 тыс. тонн отходов литиевых аккумуляторов, утилизация которых пока до конца не проработана.
Эксперты центра «Опасник» относятся к данным проектам с достаточной степенью скептицизма. Дать прогноз относительно реалистичности планов перехода Европы на грузовые электромобили сейчас не представляется возможным. Несмотря на то, что плотность энергии литиевых аккумуляторов за последние 10 лет увеличилась вдвое, процесс роста не может продолжаться бесконечно. Емкостной ресурс имеет свой физический предел, и когда он наступит, неизвестно.
Что же касается безопасности перевозок опасных грузов, то дело до электромобилей дойдет не скоро. Эксперты WP.15 сошлись во мнении, что электромобили в том виде, в котором они существуют, не могут быть использованы в качестве FL, а также EX/III и EX/II. При этом не учитывается, что соли лития, применяемые в литий-ионных аккумуляторах, вступают в бурную реакцию с сильными кислотами, а они перевозятся в разрешаемых АТ. В случае происшествия с проливом кислоты последствия непредсказуемы. Вполне возможно, что все ограничится классами 6.2 и 8, тем более, что электролит литиевого аккумулятора уже является ядовитым и опасным для окружающей среды.
Этим и другим изменениям ДОПОГ, вступающим в силу с 2023 года, будет посвящен вебинар экспертного центра «Опасник», который пройдет 8 декабря 2022 года. Регистрация открыта по ссылке https://opasnik.ru/events/434034/